Это не финальная версия отчёта, медленно выкладываю фотки и дописываю по мере наличия времени.

Ночью в отеле смотрел >
уникальный >
Пума-Пунку чтоб ничего не забыть и не пропустить с утра на раскопках. Подробные съёмки и лучшее описание этого места несомненно
у Склярова, рекомендую посмотреть ролик. Пума Пунку
номер 1 в Боливии по числу отлично сохранившихся высокотехнологичных артефактов. Нигде подобного больше нет.
Hotel Akapana в Тиуанако вполне хорошего качества, чистый и просторный, рядом с раскопками. Можно смело ехать на несколько дней, все удобства в наличии. На ресепшене можно не дорого заказать на день машину с шофером, вас повозят по окрестным музейчикам или на берег Титикака.
На раскопках огромное число истинных шедевров валяются в грязи, грудой навалены в кучах каменных отвалов, мокнут под дождём и потихоньку разрушаются. Зато всякий бесполезный хлам отнесли в музей под крышу и тщательно стерегут. Артефакты пинают ногами, над ними глумятся безумные туристы. Видел как один слабоумный Ози орал в дырку в камне "Hello" и затем выпучив глаза от натуги, дул туда воздух... Печальное зрелище, стоило ли ему ехать так далеко от его родного австралийского колхоза?
К слову, 98% посетивших Тиуанако туристов плохо понимают, зачем собственно их сюда привезли на экскурсию, на холм Пума Пунку они вообще не заходят, ограничившись лишь осмотром пирамиды. Ну да ладно, в мои задачи входило тщательное обследование довольно значительной площадь раскопок и постараться быстро найти самые интересные камешки. Чем я и занимался под холодным дождём пару дней.
На счастье, дождь и избавил меня от назойливых охранников, которые совали в кадр свои тела и руки, маячили на заднем плане, давали "ценные" на их взгляд советы и рекомендации. В общем всячески мешали или активно противодействовали, периодически выпроваживая меня за забор за мелкие нарушения. Но дождик неожиданно помог и немного выждав пока все "помогатели" промокнут и спрячутся, я неспешно перелез через ограждение и в одиночестве направился к заветным камешкам... Поэтому удалось не только качественно поснимать артефакты с близкого расстояния но и "прикоснуться к истории богов" собственной рукой.
Чтоб не перегружать форум, выложу только наиболее интересные находки и кратко расскажу чем же они интересны.






Cтолбик был изготовлен приблизительно 9-11 тысяч лет назад. Согласно историческим источникам, как раз вскоре после потопа "боги" построили "за одну ночь" на плато Тиуанако эту базу. Хотя некоторые эксперты утверждают, база была разрушена именно потопом и значит сооружение может быть гораздо древнее.

На уникальный столбик из туристов вообще никто не смотрит, он им не интересен. Не подготовленный человек не понимает что видит в 80% случаев. Столбик воспринимается как современная строительная деталь. Очень похож на отливку из бетона, но это не отливка а точная обработка камня. Первое впечатление - c ближайшей стройки приволокли на раскопки. Но отверстия в боковом пазе не простые, высверлены ступенчатым сверлом, внутри видны ступеньки.



Этот камень нашел в куче археологических отвалов... посмотрите на точность изготовления внутренних углов.
На ощупь поверхность идеально ровная, как будто прямоугольник проштампован прессом с одного захода. Не понятно, как удавалось выдерживать такую точность без какой либо предварительной разметки заготовок, без нанесения реперных линий или опорных координатных точек. Специально с пристрастием их искал, хотя бы остатки... но нет нигде, даже намёка нет. Отсюда вывод, руки у строителей не тряслись вообще, и люфты в механизмах подачи инструмента были крайне малы. Строители не использовали "человеческий" метод разметки заготовок, скорее всего было что-то виртуальное или делали это прямо в уме. Сделано практически без ошибок, с одного прохода и без дальнейших доработок.
Очевидно сделано это всё не человеком а машиной, даже скорее роботизированным комплексом. Так как оптимально решался сложный комплекс мероприятий: подача энергии, доставка материалов, сортировка, разметка, укладка и отделка. А не только одна качественная трёхмерная распилка и укладка камней, но наша технология до сих пор не может и это осилить. Вам никто не сделает в чистом поле огромные камни с 3х мерной поверхностью сцепления.


На 2х снимках выше стоит обратить внимание на способ изготовления полки. Она вырезана и затем укреплена оплавлением, поверхность площадки почти зеркально блестит глазурованной корочкой. Дополнительно, "носик" полки слегка оттянут вниз, чтоб устанавливаемый сюда предмет не цеплялся за край. Поверхность площадки заметно прочнее чем окружающий её материал, монеткой не царапается. "Цементировано" для придания прочности именно в этом месте конструктива.
Камешки
не подделка, в наличии имеем огромное число прецизионно выполненных артефактов, ещё множество их частично торчат из земли по всему периметру объекта и далеко в поле. Местный инка-водитель (который нас возил по округе) рассказывал, на сегодняшний день раскопано не более 20% комплекса, и нас видимо ещё ждёт немало удивительных сюрпризов.
Положил несколько
стерео фото сделанных методом cross eye.
Чтоб увидеть объёмную изображение, попробуйте перекрестит взгляд и свести 2 белые точки в одну, по центру. Если не получается, следует отодвинуться от монитора подальше, и найти удобное положение для "захвата" глазами стерео картинки.




Деталь похожая на скамейку. Имеет сложную форму, две сопряженные эллиптические поверхности. Сверху пазы под стяжки, к чему то жёстко крепилась.




На фото выше - фрагмент детали примерно 3х метровой длины. Камни как вчера из под станка ЧПУ. Прикладывал 15см металлическую линейку к поверхности, практически идеальное совпадение. Технологическое совершенство, такое болгаркой вручную не выпилить. На 3D картинке особенно хорошо видно, насколько точно и тонко работа была выполнена. Острые как нож грани "лесенки" спилены под отрицательным углом, ровно и качественно на большой площади. Обратите внимание на стыки поверхностей внутренних углов.


На многих камнях, даже на маленьких (как пара кирпичей), изготовлен "ласточкин хвост". Специальный тип подвижного разъёмного соединения, его любят применять в
точном машиностроении. Индейцам 10 тысяч лет назад были известны приёмы точного машиностроения?! Но линейный "ласточкин хвост" примитивен по сравнению с механизмом, использовавшим каменное гнездо на фото ниже.

Четырёх сторонний, без люфтовый, двухуровневый "ласточкин хвост"! Захват входил в гнездо, упирался в центральную площадку и фиксировался раздвиганием боковых граней. На таком фиксаторе могло надёжно висеть какое-то быстро съемное оборудование.
Продолжение.Интересная плита. Верхний и нижний слой серого цвета "наплавлен" на основание из красноватого материала. Похоже на современную штукатурку. Край сколот именно по верхней серой части, что говорит о более высокой её твёрдости.
По всей площади поверхности видны вкрапления белых точек - предварительно материал явно измельчали и перемешивали. Обратите внимание, нет пограничного раздела между слоями - "сплавлено" очень качественно. Наносили или задували под давлением, как при заводской грунтовке машин.

Теория о "цельно обработанных" блоках в этом месте может сильно пострадать, тут как бы совсем наоборот.. "бетонно-порошковый" вариант очевиден даже невооруженным глазом.

Под комплексом прорыто несколько длинных технологическихтоннелей, вероятно осуществлялась подача энергии или отвод какой либо отработки. На фото выход из тоннеля в поле, вдали от всех фундаментов.

Сейчас тоннель залит водой, но если водичку взболтать, видно что в сторону комплекса уходит прямоугольного сечения ввод, где то 60x30cm. Даже технологические строения выполнены качественно, стенки колодцев и траншей почти идеальны.

Трассы коммуникаций между зданиями закопаны на приличной глубине. Что лишний раз говорит о "industrial" или "military" назначении и исполнении сооружений.

И напоследок, знаменитые тонкие надрезы имени Склярова.
Тут их практически нигде нет, но если тщательно поискать, найти можно. Ширина около 0.3mm в самом узком месте.
Интересное, что не вошло в обзор.Если вы будете в этих местах, посетите обязательно музей, он находится тут же в Тиуанако. Их два, Керамики и Монолитов. В Керамику можно не заходить, там нет ничего интересного, самопал колхозного уровня. А вот Монолиты... есть на что посмотреть. 3х метровая Basalto negro del famoso ''Hombre Puma" симметричная и правильная, изумительной работы, с качественной обработкой поверхности (
как тут). Как она попала в Тиуанако сказать сложно, но изделий подобного качества я более в окрестностях Тиуанако не видел. Сфотографировать её не позволили и тщательно пасли чтоб не достал камеру. Ценного из керамики, была найдена
чаша (низкого качества изготовления) с шумерской клинописью, как попала из Междуречья в Южную Америку - большой вопрос... ведь как произведение искусства она ценности не имела.
США достаточно внимательно
изучают Пума-Пунку, в отеле с нами проживала пара очень пожилых профессоров археологии из Калифорнийского университета. Попив с утра кофейку они брели на раскопки и что-то там долго ковыряли. Впрочем не только американские археологи, но и американская элита посетить чудное место не брезгует.
Hillary Clinton на раскопках.
Ниже ссылки на материалы, имеющие отношение к иследованиям в Tiwanaku.По дате оригинальная публикация, по ссылке перевод на русский.
2002 Archaeological Institute of America - Tiwanaku2019 Geopolymer artificial stonesГеополимерные искусственные камни Тиауанако pdf
Доколумбова Америка: Энциклопедия фальшивок и заблуждений