Страница 2 из 6

Ремонт затвора Canon 5D Mark III

Добавлено: Сб сен 26, 2015 6:45 pm
Gradient
Разобрав, почти сразу нашел причину.
Один из рычагов (2), был заклинен. Вернее не полностью заклинен а частично, чтоб его сдвинуть с места и немного повернуть, приходилось приложить серьёзное усилие (около пары килограмм), даже пинцет сгибался. И был этот рычаг (под номером 2 насаженный на ось 10), главной деталью механизма торможения шторок > дисковой проскальзывающей фрикционной муфтой.

Изображение

По замыслу конструкторов, чтоб уберечь шторку от разрушения в конце движения, когда она разогнавшись сталкивается с ограничителем, добавили механический "амортизатор - замедлитель". Вот его и заклинило. Попробуем понять, почему произошло заклинивание, ведь камера новая и сам механизм в отличном техническом состоянии. Разбираю муфту открутив верхний винт 8.

Изображение

Снимаем детали с оси 10:
1. Нижняя фрикционная шайба.
2. Рычаг амортизатора.
3. Верхняя фрикционная шайба.
4. Рычаг замедлителя.
5. Упругая шайба-пружина.
6. Металлическая втулка - spacer.
7. Пружина возврата в начальное состояние.
8. Верхний крепёжный винт.

Рассматриваем. Все железки в отличном состоянии, прогибов, царапин или других механических повреждений нет. Пружины не ослабли и жёсткие. Единственный оставшийся под подозрением элемент - фрикционные шайбы. Ими и займемся с пристрастием.

Canon 5D Mark III Err 20

Добавлено: Вс сен 27, 2015 2:09 pm
Gradient
Что мы знаем о материалах для фрикционных дисков? Немного цитат из справочников по материаловедению. Рабочие поверхности дисков выполняют из фрикционных материалов, которые должны обладать:

Высоким коэффициентом трения и малым его изменением с изменением температуры, давления на рабочей поверхности и скорости скольжения. Хорошим сопротивлением изнашиванию, теплостойкостью, с долговременной стабильностью заданных свойств. В сухих муфтах (без смазок) для всех типов климатичских поясов применяют фрикционные пары из фторопласта 4. Фторопласт (Ф4) обладает исключительной стойкостью ко всем кислотам, растворителям, нефтепродуктам, щелочам; инертностью, стойкостью к водяному пару, атмосферостойкостью, климатическим и бактериальным воздействиям. Новые материалы для дисков муфт намного мягче, имеют пористую структуру, достаточную пластичность. Так как они намного мягче, они требуют значительно более гладкие поверхности стальных дисков.


Посмотрим как сделаны фрикционные шайбы у Canon.
На сборочном фото выше, сбоку хорошо виден цвет материала дисков (1 и 3), внутри он желтовато-коричневый.

Изображение

На плоскость контакта диска с металлом, наклеена а может напылена светло-желтого цвета тонкая (порядка 0.2мм) плёнка фрикционной поверхности. Сам диск изготовлен из пористого прессованного материала. Фото сделано с обратной стороны.

Тут хорошо видно - как диск "раздуло" по вертикали (!!!), он стал выше. Его внутренняя поверхность, зажатая между стальными прокладками как бы спрессована, а края за пределами прокладок - выперли вверх и вниз бортиками. Размер по вертикали каждого диска изменился совсем немного... 0.1-0.2mm. Но этого было вполне достаточно, чтоб намертво зажать рычаг 2. Всё - приехали. Мотор не может сдвинуть с места такой "мёртвый хват".

Именно по этому напряжение батареи и падало до половины - из за огромного потребления энергии мотором затвора, затем срабатывала защита и всё зависало пока батарею не вынуть.

Начинаем детально выяснять что же произошло с шайбами. После анализа в лаборатории университета, открывается поразительный факт. Материал фрикционных шайб гигроскопичен. Он впитывает водяные пары из воздуха и распухает.

Узкоглазые гавнюки решили сэкономить пару копеек, и не поставили в затвор дорогой но надёжный и стабильный Фторопласт, а воткнули самые дешёвые, непонятного происхождения шайбы! Через некоторое время диск от влаги воздуха распух, затвор заклинило... и лохи несут денежки в сервис - "за ремонт". :lol:

Теперь вопрос - кто же виноват? Почему в новой камере - хите продаж и безумстве рекламы, последнем писке японских технологий - заложена "бомба замедленного действия". Вы сами сможете легко ответить. Только не говорите, что эти шайбы сделал я, а не Canon!

Далее для всех владельцев 5Д Марк 3 надо озвучить тройку печальных выводов:
Вывод 1:
Время жизни вашего Mark 3 не зависит пропорционально от количества сделанных снимков или числа срабатываний затвора. А зависит оно от условий хранения (влажности воздуха) устройства перед продажей (в магазине, на складе) и последующем хранении его вами. Можно купить новую камеру, не сделать ни одного снимка, но через несколько месяцев она откажет по неизвестной причине.

Вывод 2:
Вашей камере довольно скоро и неотвратимо наступит капец, если вы не будете держать её в "сухой комнате". Влага в воздухе есть везде - она рано или поздно доберётся и до вашего затвора. Что ещё более печально, но сухая комната всё равно не спасет. Фрикционный диск потихоньку набрав влагу малыми порциями (выходы на природу или улицу, туманы, дожди) всё равно распухнет, и даже при сушке в печке - его размер назад не вернётся... Только менять или спиливать.

Вывод 3:
Не покупайте Б/У камеру Марк3 (тем более Марк4) бывшие в эксплуатации более чем пол года. Сделанная подборка статистики по отказам говорит, их ресурс гарантированной надёжности к этому времени практически будет исчерпан. Купив, вы рискуете вскоре начать заняться дорогостоящими ремонтами. Иными словами, сервис Кэнон станет вашим вторым домом, и зарплату вы будете относить туда.

Canon 5D Mark III Err 20

Добавлено: Вс сен 27, 2015 7:59 pm
Tester
Почитал, сижу в шоке. :(
5 штук баксов запихал коту под хвост!!! Что теперь делать будешь? Они тебе ничего не продадут из запчастей.

Canon 5D Mark III Err 20

Добавлено: Вс сен 27, 2015 8:32 pm
Gradient
Да... с этим есть некоторые трудности.
Помнишь поговорочку: "Хочешь сделать хорошо - сделай сам"?

Никто ведь не заставляет "наступать на грабли" второй раз, и покупать у Canon ещё пару их говнопрокладок или ещё один говнозатвор. Зачем нам снова делать плохо как было у них? Мы сможем сделать гораздо лучше. И тому есть два пути... "светлый" и "тёмный":

"Светлый" путь - заказать фторопластовые шайбы тут. Не пожалеть пары долларов за десяток.

А "тёмный" :) Угадай, какой лучший друг у камеры Canon 5D Mark3?
Правильно - большой китайский напильник с мелкой насечкой.. Я не стал возиться с заказом новых шайб, а взял напильник и аккуратненько спилил (на полном серьёзе) лишнее со старых. Затем, несколько раз собрав/разобрав муфту, подогнал толщину по уровню силы нажатия. Чтоб иголка от шприца сдвигала рычаг и прогибалась при этом где-то до 50 градусов. Потом полировкой выровнял поверхности и собрал окончательно... всё! :yes:

Старые шайбы уже набрались воды и процесс их дальнейшего расширения замедлился. На пол года думаю их хватит, за это время закажу пакет тонких фторопластовых из плёнки. Для стабильности характеристик их должно быть много. Вместо одной Кэноновской - штук 6-10 фторопластовых. И механизм затвора будет жить почти "вечно".

Canon 5D Mark III Err 20

Добавлено: Вс сен 27, 2015 8:53 pm
Tester
Если бы увидел, как ты напильником делаешь это с моей камерой, инфаркт получил. Извини но это садизм и глумление над тонкой техникой.

Canon 5D Mark III Err 20

Добавлено: Вс сен 27, 2015 8:56 pm
Gradient
Ок, фоток "запила" на будет по этическим соображениям. Хирурги тоже не выкладывают что отрезают. Не переживай, всё будет "карашо", первый раз что-ли.

Механизм затвора Canon 5D Mark III

Добавлено: Вс сен 27, 2015 11:33 pm
Gradient
Фрикционный механизм заново собран и готов к установке. Затвор готов, да не совсем..
Переходим к важной и ответственной части процесса восстановления - полной сборке и настройке.

Изображение

Ранее я подпилил заклиненные фрикционные шайбы муфт, и теперь тормозные рычаги стали гораздо мягче и с меньшим усилием перемещаться. Посмотрите на фотографию, маленькие черные шестерни 1 и 2 сделаны специально для подбора натяжения пружин спуска шторок. После сборки всего механизма в целом, эти шестерни специальными червячными пластиковыми винтами 1 и 2 (нижнее фото) прокручиваются по часовой стрелке и натягивают пружины. По окончании регулировки, винты надо чем то липким "законтрить", или капнуть каплю нитры.

Изображение

В случае, если пружины натянуты слишком сильно, двигателю будет тяжело прокручивать шестерни и нажимать на рычаг взвода. Он не сможет делать это быстро, и соответственно упадёт скорость серийной съемки. Возрастут усилия нажатия на все трущиеся поверхности пластиковых деталей, что крайне негативно повлияет на долговечность. И затвор вряд-ли проживёт долго. Зато за качество и скорость срабатывания можно не беспокоиться, даже в мороз, заданные короткие выдержки будут отрабатываться с высокой точностью.

Если пружины не "дотянуть", коротких выдержек при низких температурах не видать, да и при комнатной температуре, всё может сильно "плавать", в зависимости от текущего уровня трения частей механизма. В случае если трение будет немного больше порогового, то замедлитель фрикционной муфты не будет "пробиваться" быстрым движением шторки. Шторка не будет добегать до конца хода механизма, а в зазор сенсора 3 (ST) не дотянется металлический флажок "концевика" и снова появится ошибка Err 20. Поэтому, под новое значение "вязкости" фрикционных муфт должно быть выбрано новое значение величины натяжения пружин.

На заводе, при изготовлении затвора, вероятно не сильно задумывались над оптимальной регулировкой механизма, ведь чем быстрее он сломается - тем компании больше прибыль. И натягивали пружины "от балды по полной программе". Мне удалось, используя методы численной оптимизации и специально написанную под это дело утилиту, добиться баланса между несколькими важными параметрами механизма. Получить максимально возможную скорость срабатывания затвора в диапазоне температур, минимизировать удар шторок, уменьшить потребление мощности на вращение двигателя около 30%. При этом, скорость прокрутки механизма при серийной съемке выросла где то в раза в 2. Шум от клацанья, по субъективным оценкам, уменьшился раза в 3, летает и шелестит. Жить будет долго... Но общую идиллию немного портит зеркало, молотит как кувалда.

При сборке следует обратить особое внимание на следующие мелочи:

Изображение

1. Проверьте, натянута ли пружина возврата рычага взвода, точки 1 и 2.
Если всё правильно, рычаг должен полностью сам возвращаться по стрелке 3 до упора.

2. Проверьте, срабатывают ли электромагниты защелок запуска шторок.
Для этого взведите рычагом шторки. Затем от любого БП или батареи напряжением 6-8 вольт, соблюдая указанную полярность, на пол секунды коснитесь к контактам групп S1 а затем S2. Безопаснее это делать подключив между батареей и соленоидом резистор 1-3 Ом. Параллельно катушкам напаяны защитные диоды, если перепутаете полярность батареи - можете их легко "поджарить". Если всё сделано нормально - шторки должны отработать.

3. Не забудьте установить на ось 4 маленький подшипник, он был в комплекте.

4. Прикрутите узел мотора к затвору.
Накрутив на любые иголки провода от Блока Питания или батареи, коснитесь контактов на разъёме питания двигателя. Прокрутите механизм и проверьте взводятся ли шторки. Мотор должен проворачиваться быстро и без больших колебаний скорости. Можно померить потребляемый ток мультиметром, в режиме непрерывного вращения у меня получилось около 60мА при 7В питания.

5. Последнее, нигде на частях затвора не должно быть никаких масел или смазок!
Всё работает "на сухую" и скользит благодаря свойствам материалов. Если смазать, то вскоре микрокапли смазки появятся на матрице и начнутся портить вам все кадры. Смазывать нужно вязкой смазкой токим слоем только подшипники, оси двигателей. Детали затвора перед сборкой следует промыть спиртом. Всё, собираем...

Canon 5D Mark III Err 20

Добавлено: Чт окт 01, 2015 5:34 pm
Gradient
Собрал, вставил батарею, нажал на концевик батарейного отсека, рычагом OFF-ON включил питание.
Что после этого происходило по порядку:

1. Прокрутился мотор затвора, шторки взвелись но остались закрытыми.
2. Одновременно поднялось зеркало.
3. Затем мигнул красный светодиод обращения к CF Flash.
4 На верхнем LCD экране в секторе статуса промигивает цифра 20, очень быстро.
(Это наша старая добрая Err 20... но "тильки трошки")

И всё - тишина, дальше никакие дисплеи не светятся и на кнопки реакции нет. Никакие припарки не помогают. Мда, горе мне... садизм и жесть однако. Простому "лечению" камера не поддаётся. :(

Но всё же определённый прогресс есть.
Механика теперь работает правильно и не впадает в ступор, напряжение питание системы стабильное, центральный процессор функционирует и значит есть надежда на удачный исход. Неплохой результат для интуитивных методов ремонта. Вероятно, основные (фатальные) неисправности мне устранить удалось, но еще остались мелкие повреждения или сенсоров, или проводников от сенсоров к процессору. Достаточно чтоб в разъёме между PCB окислился один проводок и контакта не будет. Программное обеспечение определения hardware ошибок камеры не слишком "умное". В целом, оно видит наличие ошибки в работе алгоритма, но не конкретизирует место, и не выводит детализацию кода для пользователя. На всё ответ один: Err 20.